Какие игрушки помогают развивать речь и мышление у детей в возрасте от года до двух лет?
Не все игрушки одинаково полезны для развития ребенка. Сегодня на рынке детских игрушек представлено огромное количество “развивашек”, поэтому важно понимать, какие из них будут полезны, а какие – не очень.
Игрушки в зоне ближайшего развития. В этом возрасте происходит активное формирование и развитие психических функций, поэтому игрушки должны быть со смыслом, чтобы ребенок тратил свое внимание с пользой.
Кроме того, игрушки должны соответствовать навыкам ребенка или находиться в зоне ближайшего развития. То есть это то, что ребенок еще не умеет делать самостоятельно, но может делать с помощью взрослых.
Например, ребенок может построить башню из двух кубиков самостоятельно, а с помощью мамы – из пяти. В скором времени он сможет самостоятельно строить башню из большего количества кубиков. Как только ребенок начинает справляться с игрушкой легко и мгновенно, она перестает быть развивающей.
На игрушках для малышей не нужны цифры и буквы. В возрасте до двух лет дети еще не нуждаются в знаковой системе. В этом возрасте ребенку особенно важно сконцентрироваться на предметах, понятиях, действиях и звуках.
Разнообразие текстур и фактур игрушек. Отдаем предпочтение деревянным, тканевым игрушкам в противовес пластмассовым. Иногда набор отрезков разных тканей может оказаться во много раз лучше десятка одинаковых на ощупь пластмассовых машин и нереалистичных персонажей.
Для малышей до трех лет основная деятельность – предметно-манипулятивная. Поэтому игрушки должны быть такими, чтобы их можно было открывать и закрывать, вкладывать одно в другое, ставить одно на другое, нанизывать, рассыпать и собирать и т.д.
Какие это могут быть игрушки? К примеру, логические пирамидки с разными фигурами и разным количеством отверстий, кубики основных цветов, бизиборды и шнуровки для развития мелкой моторики и мышления, фигурки животных, птиц и насекомых, вкладыши простых геометрических форм (1-1,5 года) и с сюжетом (от 1,5 лет), стучалка-сортер для развития моторики, логики, внимания и координации.
При этом важно не забывать, что сами игрушки практически не развивают ребенка! Развитие идет через коммуникацию со взрослым. Именно взрослый показывает, как манипулировать с тем или иным предметом, учит малыша, как фантазировать, как “оживить” палочку или платочек в игре. Именно взрослый, произнося “мяу”, показывает губами, как правильно издать эти звуки.